Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
1166313
35

Ширина ленты:

Продолжаем путешествовать по форту Константин на южной оконечности острова Котлин в Финском заливе. После прогретого душевным теплом и огнем очага помещения музея маячной службы вновь оказываемся во власти морозной свежести февральского дня. С целью совершить обзорное знакомство с фортификационными сооружениями направляемся к замершей водной глади. Маленькие грузовые ялики замерли в ожидании сезона навигации.

Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский

По пути небольшой памятный знак. Поднимаемся по заснеженным ступенькам и читаем.

Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский

Уже хорошо видна акватория залива. Главенствующие форты Константин, на котором мы находимся, на переднем плане и Александр просматриваются сквозь непременный символ мореходства.

Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский

Гранитные пушки устремили свои дула в туманно-снежную даль.

Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский

Дремлет на стапелях чья-то яхточка.

Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский

Береговые пушки надежно прикрывают оборонительные укрепления форта.

Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский

Проходим вперед, навстречу открытому всем ветрам морскому пространству.

Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский
Форт «Великий Князь Константин» и зимний Финский

Скальные стенки бастиона то и дело сменяются бетонными. Будто идешь вдоль Константиновской батареи Севастополя.

Одинокая сосна любуется зимним финским фарватером. Близко от берега ждет команды ледокол. Как ни странно, здесь не очень уж ветрено.

Прямо напротив возвышаются над льдом залива другой крупный форт — Император Александр І.

А вот и маяк, на следующем мыске еще один… много их тут, указывающих водный путь к морской столице России.

У маяка прекрасная обзорная площадка. Здесь хочется задержаться, осмотреться и вдохнуть всю свежесть зимнего Финского.

Кругом никого, только ты, вода, льды, форты, маяки и корабли.

Вдалеке, на льду любители зимней рыбалки терпеливо ждут свою «золотую рыбку», а, может, и не одну.

Из тумана выплывает контур Свято-Никольского морского собора, что на центральной, Якорной, площади Кронштадта.

Зимняя стужа не позволяет долго стоять на одном месте, указательный палец от долгого удерживания на кнопке затвора на морозе буквально немеет. В последний раз окинув взглядом молчаливое ледяное пространство, на обратном пути совершаем круговой осмотр боевых точек.

«Двойная Южная» батарея, форт «К» («Рошаль») — в разные годы батарея носила разные названия. Имя Константина она получила от императора Николая І, который после своего визита на нее в 1834 году назвал ее в честь своего сына, в 1831 году в возрасте 4-х лет назначенным генерал-адмиралом российского флота. Форт «К» изначально строилась как деревянная батарея из-за начала военных действий английского флота в Балтийском море зимой 1808 года.

К началу 1850-х годов деревянные сооружения обветшали и было принято решение их разобрать. Когда в 1854 году работы были закончены грянула Крымская война. Тогда рядом с батареей в срочном порядке был возведен форт № 4. Более мощное и современное укрепление помогал создавать по окончании войны прибывший из Севастополя будущий инженер-генерал Русской императорской армии Александр Маврикиевич Берх.

Форт совершенствовался и достраивался и в последующие годы. Генерал-адъютант Э. И. Тотлебен руководил возведением железных блиндажей, присыпанных грунтом. По проекту полковника В. Ф. Петрушевского на земляном траверсе между орудийными брустверами был размещен специальный павильон для оптического дальномера. Благодаря вращению верхней части павильон охватывал местность в широком секторе. Кроме того, подводными кабелями павильон был связан с фортами «Павел І» и «Александр І», что позволяло вести сосредоточенный огонь по цепи.

Установка в 1870 году на левом фланге двух «скрывающихся» орудий системы Паукера снизила скорость перезарядки тяжелых орудий с 5 минут до 15 секунд.

В 1890 году дамба с проложенной железной дорогой соединила форт с островом Котлин.

Форт не участвовал в сражениях Первой Мировой и Гражданской войн. В 1934-35 годах были построены два пулеметных ДОТа и бетонные защитные сооружения для четырех 45-мм пушек. Именно они в годы Великой Отечественной прикрывали советские войска, окруженные фашистами и отчаянно сражавшиеся на Ораниенбаумском плацдарме.

В последний раз батарею перевооружали в 1950-х годах. В 1960-х форт был разоружен и разграблен. В 1980-е годы строители комплекса защитных сооружений осушили вокруг форта большую территорию, а на его месте устроили автобазу.

С 2000 по 2007 годы, когда в александровском форте проводились ежегодные фестивали электронной музыки Fortdance, на территории форта «Константин» был организован танцпол вместимостью до 30 тыс. человек с качественным 500-киловаттным звуком, первоклассным лазерным и видео-шоу, системой баров.

С 2006 года форт как культурно-туристический центр и яхт-клуб развивает ОАО «Третий парк».

В августе 2012 года Межведомственная комиссия по приемке терминала по обслуживанию маломерных судов (форт Константин) постановила принять в эксплуатацию морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ в морском порту «Большой порт «Санкт-Петербург».

А мы, тем временем, проходим мимо уже знакомых сооружений.

В этом бастионе недавно открылся музей маячной службы из предыдущего репортажа.

Направляемся к выходу, но тема маяков пока остается открытой.

Знакомой тропинкой, проложенной в глубоком снегу вдоль шумной магистрали КАД возвращаемся на остров Котлин. Вечереет, сыпет крупный и частый снежок, за запотевшими окнами 101-го автобуса белеет бескрайняя пелена Финского, любители зимней рыбалки с ледобурами возвращаются в морскую столицу России.

До новых встреч!

Полина Морозова

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
и якорь, и пушка - олицетворяют...
10 августа 2018 в 07:32
3

Григорий Александров
Мишка, да, настоящие символы военно-морского флота! который всегда был на страже русских рубежей.
10 августа 2018 в 15:44
3

Мишка Квакин
Григорий , Военно-морской флот России - героический. и много славных страниц в историю вписал.
11 августа 2018 в 06:15
2

Василий Краморов
Мишка, российский флот - самый лучший флот в мире! кто бы там что себе не воображал за границей.
11 августа 2018 в 15:08
1

Александр Петрушин
Василий, да, и история у российского ВМФ героическая, и сейчас наш Военно-Морской Флот самый в мире!
13 августа 2018 в 11:42

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
вечная память и слава Героям, победивших фашизм и всех прочих врагов, мечтавших уничтожить нашу страну!
10 августа 2018 в 07:44
1

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
серьёзный якорь, огромных размеров, наверняка служил на серьёзном корабле.
10 августа 2018 в 07:47
2

Григорий Александров
Мишка, как говорится, большому кораблю - большой якорь! или плавание... ну, у большого корабля всё должно быть большое!
10 августа 2018 в 15:45

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
что-то мне кажется, яхна эта уже никогда никуда не поплывёт.. вид у неё сильно изношенный..
10 августа 2018 в 07:48
1

Василий Краморов
Мишка, по ходу, яхточка уже отплавалась...
11 августа 2018 в 15:09
1

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
главное, чтоб ветра не было во время прогулки - в феврале прохладный ветерок может быть с залива. так и простудиться можно.
11 августа 2018 в 15:07
1

Григорий Александров
Василий, автор пишет, что повезло в этот раз и было тихо..
11 августа 2018 в 17:29
1

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
это просто счастье, что ветра нет. а то на таком открытом месте может серьёзно поддувать...
11 августа 2018 в 15:10
1

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!