1/0 Дней/Ночей | 1 Участники | 60 Бюджет поездки |
На следующий день в Петербург вернулась его привычная промозглая погодка. И это мой последний день в Северной столице, уже завтра многотонный крылатый железный «Пегас» унесет меня за две с лишним тысячи кэ мэ в теплый и домашний Крым. А пока перед получением важной фотографической детали совершаю финальный обход города.
От площади Александра Невского выхожу к одноименному мосту и направляюсь вниз по течению Невы в сторону центра.
Вдали виднеется мост Петра Великого, или Большеохтинский, а под ногами Синопская набережная.
Разводной семипролетный мост Александра Невского соединяет центральную часть города и правый берег Невы. На момент открытия это был не только самый крупный мост из предварительно напряженного железобетона в городе, но и один из крупнейших мостов такого типа в стране. До открытия Большого Обуховского (вантового) моста в 2004 году являлся самым длинным мостом Санкт-Петербурга. Длина моста Александра Невского без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами — 905,7 м, ширина — 35 м.
Согласно проекту мост именовался Старо-Невский. 15 мая 1965 года мост получил современное название в честь новгородского князя Александра Невского, мощи которого находятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, расположенной в непосредственной близости от моста.
Синопская набережная была построена в первой половине XVIII века с основанием Александро-Невского монастыря (ныне Александро-Невская лавра). С 1799 года она именовалась Охтенской. В 1821 году набережную назвали Не́вской. В XIX веке здесь был речной порт Санкт-Петербурга: хлебная пристань, склады и промышленные предприятия. В те годы у набережной существовало и иное название — Не́вско-Рожде́ственская (по Рождественской части — району Петербурга, по которому набережная проходила).
16 апреля 1887 года получила название Кала́шниковская (по Калашниковскому пивоваренному заводу (ныне в составе завода «Ливиз»). В 1911 году при возведении Большеохтинского моста на набережной была построена гранитная стенка, затем были устроены спуски. 15 декабря 1952 года Калашниковская набережная была переименована в Синопскую — к 100-летию победы эскадры Российского флота в Синопской бухте во время Крымской войны (1853—1856). В 1959 году набережную капитально отремонтировали и установили чугунное перильное ограждение с круглыми гранитными тумбами.
Большео́хтинский мост стал первым из петербургских мостов через Неву с ездой понизу (проезжая часть расположена на уровне низа пролётного строения) и разводным пролётом в середине реки. Мост является памятником истории и культуры.
Проектное название моста — Охтенский. Заложенный 27 июня (10 июля) 1909 года, в день 200-летия Полтавской битвы, мост получил название Императора Петра Великого. С 1910-х годов употреблялись также названия Большеохтенский или Большой Охтенский. В 1956 году в соответствии с новыми правилами орфографии мост стал называться Большеохтинским.
Трасса будущего моста через Неву в районе Охты впервые была намечена Николаем I в 1829 году, при утверждении перспективного плана Петербурга. Однако строительство постоянного моста в то время представляло неразрешимую задачу и на этой трассе функционировал только лодочный перевоз. К 1880-м годам вопрос о строительстве моста, который бы соединил город с охтинским пригородом, стал снова активно обсуждаться в Думе. Этому всячески препятствовало лобби перевозчиков, не желавших терять доходный бизнес. Трасса будущего моста тоже неоднократно менялась. 16 февраля 1906 года Николай II утвердил вариант трассы.
Мост трёхпролётный с центральным разводным пролётом и боковыми металлическими пролётами. Длина моста 334,75 м (339,2 м), ширина моста между перилами 26,5 м, из них ширина проезжей части 17,7 м и два тротуара по 4,4 м, ширина моста между перилами на разводном пролётном строении — 23,5 м и два тротуара по 2,9 м. Схема разбивки на пролёты: 134,3 + 44,7 + 134,3 м. Общий вес металлоконструкций моста составляет 8920 тонн, из них масса противовесов разводного пролёта — 1065 тонн.
Разбавляя своими белоснежными бортами окружающие оттенки серого под пролетами моста проносится небольшой катер.
Ненадолго растормошив томное течение Невы кораблик скрылся под пролетами Александро-Невского моста.
28 ноября 2000 году в присутствии губернатора города
В 2005 году на мосту прекращено трамвайное движение, в 2006 году был демонтированы трамвайные пути на разводном пролётном строении, в октябре 2010 года на стационарных пролётах. В 2008 году произведена замена изношенного гидравлического и электрооборудования, создана электронная модель сооружения, а также модернизирована система автоматизированного контроля моста. В честь 100-летнего юбилея моста в левобережную башню впервые за всю историю моста впустили посетителей. Доступ был открыт с 26 октября до 13 ноября 2011 года[29].19 марта 2015 года на мосту был проведён эксперимент по изменению схемы движения в течение суток[30][31]. Эксперимент был признан удачным, и с 15 декабря 2017 года схема движения с реверсивной полосой была введена на постоянной основе
В честь 100-летнего юбилея моста в левобережную башню впервые за всю историю моста впустили посетителей. Доступ был открыт с 26 октября до 13 ноября 2011 года. 19 марта 2015 года на мосту был проведён эксперимент по изменению схемы движения в течение суток. Эксперимент был признан удачным, и с 15 декабря 2017 года схема движения с реверсивной полосой была введена на постоянной основе
В честь 100-летнего юбилея моста в левобережную башню впервые за всю историю моста впустили посетителей. Доступ был открыт с 26 октября до 13 ноября 2011 года.
19 марта 2015 года на мосту был проведён эксперимент по изменению схемы движения в течение суток. Эксперимент был признан удачным, и с 15 декабря 2017 года схема движения с реверсивной полосой была введена на постоянной основе.
С площадки Большеохтинского моста оглядываюсь назад — передо мной раскинулись полусонные просторы Невы и несмолкаемый гул Синопской набережной.
Кроме собора здесь расположены Смольный институт, Правительство Санкт-Петербурга, Александро-Невская церковь, комитет по АПК.
Собор Воскресе́ния Словущего всех учебных заведений, Воскресения Христо́ва Смо́льный собо́р или Смо́льный собо́р входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря.
Воскресенский Смольный собор исторически является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга, храмом учащихся, поэтому приоритетным направлением деятельности клира и мирян храма является дело духовно-нравственного просвещения юношества. В период с 1990 до 2015 года являлся концертной площадкой классической музыки.
Начиная с 2020 года, «Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры» при поддержке «Газпром» планирует начать работы по достройке колокольни собора, строительство которой было включено в проект Бартоломео Растрелли, но не реализовано. При удачном стечении обстоятельств, Смольный собор может стать самой высокой постройкой в центре города.
В 1740-е годы Елизавета Петровна объявила члену Синода архиепископу Симеону, что желает на месте «Смольного дома» (дворца, в котором она прожила своё детство) построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо Растрелли.
Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты, началось возведение самого собора. Строительство велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». Строительные материалы принимались с невских, сясьсских, олонецких и уральских заводов.
Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты, началось возведение самого собора.
Строительство велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». Строительные материалы принимались с невских, сясьсских, олонецких и уральских заводов.
Собор строился очень быстро, уже готовили церковную утварь, в Москве отлили колокола, Растрелли выполнил проекты иконостасов, однако с началом Семилетней войны с Пруссией из-за недостаточного финансирования строительные работы замедлились. При Елизавете Петровне соборная церковь Воскресения выполнена безо всякой отделки, вчерне. После смерти Елизаветы Петровны работы постепенно остановились.
С 1762 года, после отъезда Растрелли в Италию, главным архитектором Смольного собора был назначен архитектор
В конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по окончательной достройке храма. В марте 1828 года министр внутренних дел граф
В дополнение к восьми старым колоколам, которые «служили звоном» в малых церквах монастыря, были отлиты двенадцать новых. В январе 1832 года в соборе установили деревянную модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного». «С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей — по проекту Растрелли собор строился «холодным». Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах. Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решётками.
20 июля 1835 года Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова. Северный придел был освящён во имя святой праведной Елизаветы, в память основательницы монастыря, императрицы Елизаветы Петровны, южный — во имя святой Марии Магдалины, в память императрицы Марии Фёдоровны. По утверждённому в 1835 году императором Николаем I «Положению о соборе», храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны. На его алтарной стене золотыми буквами значились названия всех школ и институтов, входивших в Ведомство учреждений императрицы Марии Фёдоровны, и все воспитанники и учащиеся ежегодно собирались в храме на торжественных молебнах и богослужениях.
Собор обеспечивался из средств Государственного Казначейства и был приписан к Ведомству учреждений императрицы Марии, ему был выделен приход из жителей близлежащей округи. Почти 90 лет в храме регулярно совершались богослужения. Особенно торжественной службой был отмечен день святой равноапостольной Марии Магдалины — 22 июля (4 августа, по-новому стилю), когда в храм приезжала императорская фамилия, собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе возникшего в 1764 году в монастырских корпусах, окружающих собор, первого высшего женского учебного заведения России — Воспитательного общества благородных девиц.
После революции 1917 года храм перешёл в управление церковной двадцатки. 7 октября 1922 г было принято решение Петросовета о закрытии собора. Просьбы верующих о возвращении храма не были удовлетворены и в 1931 году Смольный собор был закрыт. 20 апреля 1922 года, за год до принятия решения о закрытии собора, из него было изъято всё церковное имущество. После закрытия собор использовался как склад декораций. В подвалах собора был открыт бункер, который во время Великой Отечественной войны использовался
После окончания Великой Отечественной войны в соборе ещё сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1967 году началась реконструкция собора, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра», повествующую о текущих достижениях и перспективах развития города. Иконостас собора был демонтирован только в 1972 году, когда страна отмечала 50-летие образования Советского Союза. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золочёный крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. 12 апреля 2004 года крест был возвращён на место после реставрации.
Летом 2004 года Смольный собор вошёл в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», куда входили кроме Исаакиевского и Смольного соборов также Сампсониевский собор на Выборгской стороне и церковь Воскресения Христова (храм Спаса-на-Крови). В Смольном соборе проводились концерты хоровой музыки силами хора самого собора, академического Хора любителей пения при Государственной академической хоровой Капелле Санкт-Петербурга и др. Было закуплено и установлено светомузыкальное и проекционное оборудование, включая небольшой современный орган. Был открыт доступ на смотровую площадку с видом на город на верхнем ярусе здания.
24 мая 2009 года епископ Гатчинский Амвросий отслужил в Смольном соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 года в Смольном соборе совершаются регулярные богослужения. В 2010 году из правого, Елизаветовского, придела собора были вынесены кресла, в приделе был установлен временный иконостас. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, в храме была совершена Божественная Литургия. Литургию отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужений старинный престол. К этому дню был восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого богослужения в Елизаветовском приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года, на Рождество Христово, в соборе впервые с 1931 года прошёл престольный праздник.
В 2013 году около собора был освящён 10-тонный колокол, отлитый на фирме «Вера» (Колокололитейный завод Анисимова В. Н.) в Воронеже. Колокол украшен иконографическими изображениями, в нижней части колокола отлиты названия основных вузов Санкт-Петербурга.
25 января 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской Православной Церкви.
В плане собор имеет слегка удлинённый (за счёт входного притвора) базиликальный план и три нефа, в целом приближающийся к «греческому кресту», вписанный в такой же «греческий крест» каре монастырских стен с угловыми купольными часовнями по углам. Собор построен в стиле пышного елизаветинского барокко, окрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый (изначально вся окраска предполагалась серой с белым и обильной позолотой). В проекте собора Растрелли исходил из идеи центрического храма, имеющего давние традиции в христианской архитектуре Востока и Запада. В качестве ближайшего аналога называют протестантский храм Фрауэнкирхе в Дрездене. Однако императрица требовала традиционно-русский православный храм с пятиглавием, что и выполнил мастер, как это видно на деревянном макете, хранящемся в Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. Растрелли не просто выполнил требование богомольной императрицы, он глубоко усвоил традиции древнерусского искусства. В процессе проектирования он нашёл смелое решение: почти вплотную придвинул боковые башни-колокольни к центральному куполу. При этом Растрелли не смутили конструктивные издержки: башни, поставленные под углом к центральному барабану, неловко стыкуются, световые проёмы барабана, призванные освещать подкупольное пространство, частично оказываются закрытыми. За счёт смелого приёма архитектор создал цельный образ с мощной динамикой. Эту композицию Растрелли обыграл барочными раскреповками — собранными в пучки колоннами и раскрепованными карнизами. Не случайно контрапунктический принцип формообразования этого шедевра Растрелли сравнивают с фугами Баха. Так типично барочная идея соединилась с традициями древнерусского искусства. Собор достигает высоты 93,7 м. Апогеем этого движения, по первому замыслу архитектора, должна была стать огромная колокольня, наподобие Ивана Великого в Московском Кремле, высотой 140 м. Зрительный центр ансамбля оказался бы тогда смещённым относительно собора, что согласуется с традицией древнерусских монастырей, где зрительной доминантой является не собор (находящийся внутри монастырских стен), а высокая ярусная колокольня, совмещенная по вертикальной оси с надвратной церковью. Этот обычай Растрелли хорошо знал. Ближайшим аналогом является Новоспасский монастырь в Москве. Идею общего плана Растрелли заимствовал из проекта Александро-Невского монастыря Д. Трезини.
Колокольня, если бы она была построена, на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и она могла бы стать самым высоким зданием в Европе. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. Колокольню возвели на несколько метров от нулевого уровня, но в впоследствии она была разобрана. В ходе проведения в 2000-х годах археологических изысканий на месте предполагаемой колокольни на глубине около 4 метров был обнаружен фундамент внушительного здания. Под гранитным основанием забито порядка 10 тысяч свай из морёного дуба. Эта находка стала первым реальным подтверждением начала строительства колокольни Растрелли. Многие исследователи объясняют это исчерпанием государственной казны из-за Семилетней войны. Однако все остальные строения ансамбля Растрелли возвёл, а строительство колокольни приостановил ещё в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну в августе 1757 года.
Ходит легенда, что архитектор Джакомо Кваренги, представитель екатерининского классицизма последующей эпохи, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к творчеству Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал восторженно и уважительно: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).
Прямо от Смольного собора в направлении центра города отходит улица Шпалерная. Ухожу вдоль нее и попадаю к Таврическому дворцу с одноименным садом позади него. Вот где близость родного дома чувствуется сильнее всего.
Таври́ческий дворе́ц — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического. Возведён в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора
Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя
После смерти Потёмкина два малоросса, Гарновский и Грибовский (первый был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова), вывезли к себе всё убранство бесхозного дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы. Узнав об этом, наследники остановили через полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки.
Екатерина распорядилась взять резиденцию экс-фаворита в казну. Она любила бывать здесь в последние годы жизни. При перестройке 1793-94 гг. в восточном флигеле был оборудован театральный зал, а в западном — домовая церковь. В 1797 году по указу Павла I Гарновский и Грибовский за хищничество преданы суду, имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а сам дворец передан Конногвардейскому полку под казармы.
Сразу после смерти Павла в 1801 году Таврический дворец был восстановлен в качестве одной из императорских резиденций. Воссозданием дворцовых интерьеров заведовали
В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов). С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов. 5(18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.
В январе 1918 года в Таврическом дворце прошёл Третий Всероссийский съезд Советов, в марте 1918 года — Седьмой съезд РКП (б), в июле 1920 года — Второй конгресс Коминтерна. В 1918 году Таврический дворец переименован в Дворец Урицкого (в память о М. С. Урицком), однако название не прижилось. В 1930-х годах в Таврическом дворце помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет имени
В постсоветское время передан в распоряжение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. В здании проходило несколько выездных заседаний Государственной думы и Совета Федерации. В феврале 2010 г. в Таврическом дворце стартует проект «Потёмкинские вечера» — регулярные концерты старинной музыки в исполнении лучших музыкантов, занимающихся историческим (аутентичным) исполнительством музыки прошлого, и их студентов. Здесь звучит европейская музыка барокко и классицизма, а также забытые шедевры русской музыки XVIII века. Проект организован при участии «Капеллы Таврической» и фестиваля EARLYMUSIC. В этих концертах можно услышать музыкантов из ансамблей Солисты Екатерины Великой, Musica Petropolitana, Prattica Terza. В начале 2011 года в Купольном зале дворца был установлен духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне фирмой «Grenzing».
При строительстве Таврического дворца английским садовым мастером В. Гульдом в 1783—1800 годах был разбит сад. На месте небольшой речки Саморойки была устроена сложная гидротехническая система из двух прудов, соединённых протоками. В пруды выпустили стерлядь. Пруды наполнялись водой из Лиговского канала. На большом пруду есть два острова. Из грунта, вынутого при сооружении прудов, насыпаны видовые горки. В 1866 году Таврический сад открыт для посетителей.
В период с 1930 по 1940 год сад назывался парком культуры и отдыха имени Первой пятилетки, с 1958 — Городским детским парком. 14 апреля 1975 года ему возвращено первоначальное название Таврический сад.
Сильно пострадал от наводнения 1924 года и во время блокады Ленинграда. В послевоенные годы была проведена первая реставрация, законченная в 1958 году. Вторая реставрация проводилась в 1997—2001 годах. В 1962 году в Таврическом саду открыт памятник пионерам-героям (скульпторы
Старые деревья сохранились в основном вдоль границ Таврического сада: преобладают дубы, встречаются лиственницы, липы. В центральной части чередуются открытые участки и послевоенные посадки деревьев (дуб, липа, ясень, берёза и др.) и кустарников.
Любопытно, что в известной сказке Корнея Чуковского «Мойдодыр» в Таврическом саду за главным героем гналась мочалка и там же происходит его встреча с Крокодилом. Помните:
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил…
— Корней Чуковский,
«Мойдодыр», 1921
Также в Таврическом саду видели нос майора Ковалева:
Потом пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора Ковалева, что будто бы он давно уже там; что когда ещё проживал там Хозрев-Мирза, то очень удивлялся этой странной игре природы. Некоторые из студентов Хирургической академии отправились туда. Одна знатная, почтенная дама просила особенным письмом смотрителя за садом показать детям её этот редкий феномен и, если можно, с объяснением наставительным и назидательным для юношей.
— Николай Гоголь,
«Нос», 1836
Хозрев-Мирза был персидский посол, привезший в Россию извинения за убийство Грибоедова.
И именно туда унёсся Марков, мучимый бессонницей:
Марков снял сапоги и, вздохнув, лег на диван.
Ему хотелось спать, но, как только он закрывал глаза, желание спать моментально проходило. Марков открывал глаза и тянулся рукой за книгой, но сон опять налетал на него и, не дотянувшись до книги, Марков ложился и снова закрывал глаза. Но лишь только глаза закрывались, сон улетал опять, и сознание становилось таким ясным, что Марков мог в уме решать алгебраические уравнения с двумя неизвестными.
Долго мучался Марков, не зная, что ему делать: спать или бодрствовать? Наконец, измучившись и возненавидев самого себя и свою комнату, Марков надел пальто и шляпу, взял в руку трость и вышел на улицу. Свежий ветерок успокоил Маркова, ему стало радостнее на душе и захотелось вернуться обратно к себе в комнату.
Войдя к себе, он почувствовал в теле приятную усталость и захотелось спать.
Но только он лег на диван и закрыл глаза — сон моментально испарился.
В бешенстве вскочил Марков с дивана и без шапки и без пальто помчался по направлению к Таврическому саду.
— Даниил Хармс,
«Сон дразнит человека»
С Таврическим садом связаны несколько стихотворений Александра Кушнера, живущего неподалёку от него. Одно из них так и названо — «Таврический сад» (1982), и вошло в одноимённый сборник поэта 1984 года, а позже — и в одноимённую же книгу его избранных стихов (2008):
Тем и нравится сад, что к Тавриде склоняется он,
Через тысячи вёрст до отрогов её доставая.
Тем и нравится сад, что долинам её посвящён,
Среди северных зим — берегам позлащённого края,
И когда от Потёмкинской сквозь его дебри домой
Выбегаю к Таврической, кажется мне, за оградой
Ждёт меня тонкорунное с жёлтой, как шерсть, бахромой,
И клубится во мгле, и, лазурное, грезит Элладой.
Именно здесь, как нигде, на каждом шагу, в каждом фасаде ощущаешь себя где-то в веке 18-19-м.
А это кто?
Так это же сама английская королева вышла на балкон полюбоваться пышностью и изяществом старинного Питера.
Здание с ангелом.
Восторженно глядя то направо, то налево я и не заметила, как оказалась на Площади Восстания.
Даже мокрый Невский всегда рад встрече с друзьями.
Для сравнения с похожим зданием на улице Восстания — Аничков дворец.
Кони Клодта на таком же Аничковом мосту все также спешат перебежать набережную.
Вечно спешит куда-то огромный город.
Троллейбусы, авто, трамваи и метро…
И традиционные для Питера зонтики.
Наконец, я получила свой долгожданный запасной аккумулятор для фотокамеры! Можно больше не экономить на фото и видео!
Отмечу это дело чашкой капуччино с сырным круассаном!
А под конец серого дня и под занавес всего недельного пребывания в Питере всем в подарок новенький световой прыгающий фонтан в Любашинском саду.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Красавица народная,--
Как море, полноводная,
Как Родина, свободная,--
Широка,
Глубока,
Сильна!
Как пасмурно сверкает
Вечерняя Нева!
Полнеба задвигает,
Свергает синева.
Колени охвативши,
Сидеть, глядеть бы вдаль.
Спеши, спеши потише,
Воздушный календарь...
Разводные мосты над гранитной Невой —
Величавая стать Петербурга…
Каждый вправе гордиться своею судьбой,
В ней сюжет для пера драматурга.
Они очень красивы ночною порой,
Когда «рвут» мегаполис на части…
Вверх взмывают тяжёлой отвесной стеной,
И никто не оспорит их власти...
Каждый мост — это, словно отдельный рассказ,
Своя жизнь иль бессмертная песня…
Ждёт смиренно, покуда поступит приказ
На подъём… и мгновенно «воскреснет».
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно —
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём!
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой,
За далекой за Нарвской заставой парень идет молодой..
Как ты можешь смотреть на Неву,
Как ты смеешь всходить на мосты?..
Я недаром печальной слыву
С той поры, как привиделся ты.
Черных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу цветут...
За веком век, в теченье плавном,
так величава и нема,
пересекает город славный
в гранит одетая, Нева...
Город Гоголя, Пушкина, Блока,
Город, помнящий поступь Петра,
Из болота шагнувший в барокко,
Ты достоин резца и пера.
Ты встаешь не видением пышным,
Строгим ликом отважен и прям,
Недоступный всем недругам пришлым,
Устремленный навстречу друзьям.
Лечит душу дивный город. Я над вольною Невой
Вдоль по набережным старым белой ночью тихой, лунной
Поброжу в тумане лёгком, и гитарой шестиструнной
Отзовётся в сердце мрачном всё, что связано с тобой.
Я люблю возвращаться в свой город нежданно, под вечер,
Продираясь сквозь толпы знакомых сплошных облаков,
И на лётное поле спускаться, хмелея от встречи,
Захлебнувшись прохладой солёных балтийских ветров.
Я люблю возвращаться в свой город прокуренным гостем,
Сесть в такси на стоянке, которой уютнее нет,
И чуть-чуть тормознуться на улице Зодчего Росси
В ожидании блеска мелькнувших вдали эполет..
Я люблю проспекты и каналы,
Захожу с улыбкой в Летний сад,
Боги и герой с пьедесталов
На меня приветливо глядят,
Все мне близко здесь и все знакомо
Улицы, дома, сады, мосты
Стал он мне уютным добрым домом
Городом из сказочной мечты.
Если будет очень грустно, я по улицам пройдусь.
По родному Ленинграду, Петербургу, Петрограду.
На «Казань» и на «Исакий» и на Летнего ограду,
На Ростральные колонны погляжу и подивлюсь.
Лечит душу дивный город. Я над вольною Невой
Вдоль по набережным старым белой ночью тихой, лунной
Поброжу в тумане лёгком, и гитарой шестиструнной
Отзовётся в сердце мрачном всё, что связано с тобой.
Нева, великолепный вид, иди по головам,
иди через гранит, переступи черту.
Впервые за сто лет взгляни на красоту,
взгляни на этот свет, шагая в темноту...
В нашем городе дождь,
Он идет днем и ночью.
Слов моих ты не ждешь, ты не ждешь,
Я люблю тебя молча...
Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой
За далекой за Нарвской заставой парень идет молодой.
Далека ты, путь-дорога. Выйди, милая моя!
Мы простимся с тобой у порога и, быть может, навсегда!