Первый и единственный в России
217889
35

Ширина ленты:

В 2017 году маячная служба России отмечала 210 лет со дня основания. Необходимость использовать навигационные знаки в судоходстве возникла вместе со строительством Санкт-Петербурга и его главной военной морской базы — города-крепости Кронштадт в 1703 году. В 1807 году император Александр І утвердил Положение «О содержании маяков и штате маячной команды». Маяки, словно спасительные огни, издавна служат морякам при определении местоположения и расстояния в бескрайних морских просторах. И несмотря на то, что современные суда оснащены высокоточными системами навигации, каждую ночь зажигают портовые и береговые башни свои мерцающие звезды. Какими же были те самые первые маяки, которые указывали путь кораблям?! Теперь у каждого жителя России появилась возможность узнать ответ на этот вопрос! В юбилейный год в Кронштадте открылся самый первый и пока единственный в нашей стране музей маячной службы России. Находится музей в одном из бастионов форта Константин. Именно туда я вас сейчас и приглашаю!

Музей встречает своих посетителей с 16-00 до 20-00 в будние дни и с 12-00 до 20-00 в выходные. Самое подходящее время для посещения в короткий февральский день — это воскресенье. От станции метро Северной столицы «Старая деревня» 101-м автобусом выезжаем в направлении города Кронштадт. Когда белоснежная ледяная гладь Финского залива с темнеющими на ней пятнами бесчисленных рыбаков за окном сменяется многоэтажками жилого массива, на первой же островной остановке «Кронштадское шоссе 38» покидаем теплый салон. Примерно 2 км вдоль КАД на юг в сторону города Ломоносов и перед нами старинный оборонный комплекс форта Константин.


Первый и единственный в России
Первый и единственный в России
Первый и единственный в России
Первый и единственный в России

Заходим с другой его стороны и оплачиваем вход в музей. На территории форта с правой стороны от входа тянется длинное одноэтажное здание с арками из красного кирпича. Трудно не заметить главный вход в музей, он обозначен… как думаете, чем? Конечно же, маяками! Маленькие световые башни показывают очищенную от снега тропинку к воротам.

Первый и единственный в России
Первый и единственный в России

При взгляде на мерно потрескивающие дрова в камине прямо напротив входа февральская стужа тот час остается за дверью.

Сразу на входе привлекает внимание графическое изображение главной сути заведения с настоящими, снятыми с оригинала, атрибутами.

Первый и единственный в России
Первый и единственный в России

Независимо от того пришли ли вы один или с группой единомышленников во время осмотра вас обязательно будет сопровождать экскурсовод. И даже если вы чуть-чуть опоздали к началу рассказа, то вы всегда можете присоединиться, а в конце легкого и увлекательного «плавания» по морям и волнам навигации вам непременно повторят все, что вы пропустили. Открыли уникальный музей и продолжают его развивать энтузиасты: в прошлом — военные инженеры-гидрографы, а ныне — простые любители маяков. Они простым и понятным языком показывают и объясняют интересующимся что такое секстант, звездный глобус и другие приспособления, а также для чего они используются. Экспонаты музея представляют собой находки самих энтузиастов, их товарищей или подарки других организаций. Перед тем, как занять место на полке музея все артефакты тщательно отмывались, очищались, красились. Наиболее полно перед посетителями представлены образцы из акватории Финского залива, т.к. ввиду расположения новой столицы России на пути «из варяг в греки» и природных опасностей в этом месте здесь устанавливалось большое количество навигационных приспособлений. Но такие же приборы и аппараты каждый в свое время использовались на всех флотах нашей большой страны.

Первый и единственный в России
Первый и единственный в России
Первый и единственный в России
Первый и единственный в России
Первый и единственный в России
Первый и единственный в России

Все экспонаты музея находятся в рабочем состоянии. Некоторые из них можно даже самим протестировать.

Первый и единственный в России
Первый и единственный в России
Первый и единственный в России
Первый и единственный в России

В главном зале под стеклом выставлены уменьшенные модели реально существующих маяков. Отмечу, что маяком считается все, что светит на расстояние больше 10 миль, или 18 км.

Первый и единственный в России
Первый и единственный в России

Различные приборы и аппараты морского дела тоже хранятся под стеклом.

Осмотр экспозиции начинается с самых первых газовых фонарей, эксплуатация которых была очень дорогой и трудоемкой, а потому использовались они не постоянно.

Тогда маяки напоминали обычные керасиновые лампы. Здесь, среди экспонатов, хранится одна из них с царским вензелем и штампом производителя.

Для удобства самостоятельного знакомства посетителей с историей морского дела и навигации на стенах развешаны информационные стенды с фактами определенного периода. В самом начале экскурсии мы узнаем о строительстве первых маяков в России.

На первый взгляд — это обычные настенные часы, но знающий человек рассказывает нам, что это тоже часть маяка. Двигаемся к все более совершенным моделям мигающего огня. Следующим шагом в развитии маячного дела стали ламповые указатели.

Вот перед нами целый ряд ярких цветных огней, которые некогда были установлены на высоких круглых башнях. Это уже электрические фонари.

Такие осветительные приборы использовались как передвижные устройства и могли устанавливаться на необорудованное побережье. Каждый маяк оснащался светооптической системой с механизмом вращения, агрегата питания со щитом управления и катушкой с электрокабелем.

Вдоль внешней стены светлой комнаты выставлены передвижные аппараты времен Великой Отечественной.

Вот этот, на триноге, освещал путь караванов на Дороге жизни.

А это створные маяки, наподобие тех, что установлены в Петергофе и освещают фарватер входа в Санкт-Петербургскую гавань.

Особая гордость сотрудников музея — линза Френеля. Это сложная составная линза из отдельных концентрических колец относительно небольшой толщины, примыкающих друг к другу. Треугольное по форме сечение каждого из колец представляет собой элемент сечения сплошной сферической линзы. Такой элемент был впервые предложен французским физиком, одним из создателей волновой теории света Огюстеном Френелем.

Вдоль внутренней стены здания представлены образцы первой маячной автоматики. Теперь смотрителю не было необходимости постоянно менять перегоревшие лампочки. За него все делало автоматическое поворотное устройство. Такие устройства устанавливались непосредственно под линзами маяков.

В отдельном зале красуются раритеты музея.

Эта большая линза изготовлена во Франции. В 1914 году она была установлена на переднем створном маяке Санкт-Петербургского морского канала. Дальность ее видимости составляет 24 км.

Этот французский механизм дошел до нас с конца ХVІІІ века. Тогда для придания свету маяка индивидуальной характеристики стали применять механизмы, приводимые в движение гирями. Их размещали внутри маячной башни рядом с линзой или под ней. Гири, опускаясь в центральной части башни, приводили в движение линзу. Дисковые элементы линзы собирали свет в лучи и при вращении линзы создавали эффект отдельных вспышек.

Как вы думаете, для чего эти «ёжики» на верхушке линзы?! Нет, это не громоотводы и не противотанковые ежи! Такие приспособления на маяках ставились специально, чтобы на него не садились птицы и не портили прибор.

А вот уже первые светодиодные маяки, значительно увеличившие дальность света.

В конце увлекательной экскурсии посетители фотографируются на память с самым популярным раритом музея — английской линзой образца 1857 года. Такая была установлена на маяке острова Сескар в Финском заливе.

Немного с стороне от глаз посетителей артефакты, которым еще предстоит стать экспонатом музея. Примерно такими достают со дна моря тяжелые железные конструкции плавучих или береговых маяков. Перед нами образцы шведского производства.

Покидая музей каждый может пожертвовать любую сумму на развитие экспозиции, которая постоянно пополняется все новыми и новыми объектами с интересной историей.

Огромное спасибо всем энтузиастам — создателям музея за романтику моря, скал и ветра. А мы отправляемся на прогулку по бастионам форта Константин с видом на прилегающую акваторию залива. Но это уже тема следующего репортажа.

До новых встреч!

Полина Морозова

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
ух, какое всё заснеженное, белое, морозное...
09 августа 2018 в 17:49
2

Полина Морозова
Григорий , ага, русская зима))
09 августа 2018 в 20:08

Мишка Квакин
Полина, вот, лично мне (лично мне) нашей сибирской зимы с лихвой хватает. летом хочется даже от неё отдохнуть!
10 августа 2018 в 07:04

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
и заборы вокруг с колючей проволокой поверху... чтоб посторонние не лезли из хулиганских побуждений, например...
09 августа 2018 в 17:50

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
но за деньги можно попасть в любой место! всё дело лишь в сумме...
09 августа 2018 в 17:51

Мишка Квакин
интересно, ворота на вид узкие. это какие же там машины припаркованы...
10 августа 2018 в 07:05

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
ну, вот, экспозиция всякого мореходческого в наличии! и карта с маяками в наличии. красота!
10 августа 2018 в 07:07

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
я так понял, с этими инструментами можно в любой точке океана можно определить своё место на карте...
10 августа 2018 в 07:08

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
экспонаты хотя и рабочие, но у нас нет тех навыков, чтобы ими пользоваться по назначению.
10 августа 2018 в 07:09

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!