1/0 Дней/Ночей | 1 Участники | 500 Бюджет поездки |
Мой автобус из Кировска на Санкт-Петербург следует через Шлиссельбург — небольшой старинный городок, расположенный на берегу озера и реки одновременно. На конечной остановке обращает отражается в осеннем зеркале луж Благовещенский собор.
Немного «Википедии». Ладожский, позднее Петровский или Староладожский канал — построенный в начале XVIII века 117-километровый водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Неву. Конечные шлюзы расположены в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладки Новоладожского канала на многих участках зарос или пересох.
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом.
В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берёт начало из Ладожского озера. Канал строился без шлюзов, шириной по воде 21,3 м и глубиной 2,1.
22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и 19 (30) марта 1731 года было объявлено об окончательном открытии всего канала. Однако при строительстве не были учтены многие местные гидрологические особенности. Поэтому на следующий год, в сентябре 1732 года было принято решение построить шлюзы на краях канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В 1765 году в Новой Ладоге было построено Новое устье канала — с целью упрощения судозахода из строящегося напротив Сясьского канала. В 1800—1806 годах в Шлиссельбурге также было построено Новое устье с одним шлюзом.
В 1826 году в Шлиссельбурге были сооружены новые гранитные шлюзы. Вместе с ними были построены сохранившиеся до наших дней накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах. В Новой Ладоге были установлены три паровых насоса общей производительностью 13 тыс. м³/час для перекачки при необходимости воды из Волхова в канал. В 1836—1842 году в Шлиссельбурге было реконструировано и Новое устье, с устройством двух шлюзов облицованных гранитом и разводного однопролётного моста.
В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого водоизмещения используется Новоладожский канал.
От Невы мимо Благовещенского собора возвращаемся обратно и переправляемся через канал по Петровскому мосту.
На противоположной стороне улицы Жука, на местной Красной площади небольшой портовый городок прикрывает бронзовая «батарея» сподвижника Петра І Владиславича-Рагузинского.
Вдоль той же улицы Жука следую в направлении Новоладожского канала. Между деревьев и крыш частных построек мелькают башни Шлиссельбургской крепости.
Однако, укрепление находится на острове и попасть туда можно только водным путем. Для этого возвращаюсь к небольшой пристани у ног Петра. Катерочки на остров курсируют с 30-минутным интервалом. Именно столько времени занимает дорога туда и назад. Меня приняло на борт судно с логичным названием «Крепкий орешек». Перед отправлением молодой парень-фотограф шустро снял портреты всех пассажиров на свою зеркалку. На обратном пути посмотрим, что у него получится…
А пока полный вперед!
Оставляем позади Шлиссельбург с его старым и новым каналами. Обдуваемые ветром летим к маленькому клочку суши с громоздящимися над ним неприступными стенами.
Макушку одной из башен венчает ключ, точь-в-точь, как в сказке у Буратино. Почему именно ключ? Скоро узнаем!
И снова обратимся к «Википедии». Крепость Орешек (в русских летописях город Орехов, фин. Пяхкинялинна, швед. Нётеборг) — древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбург в Ленинградской области. Основана в 1323 году новгородцами, с 1612 по 1702 год принадлежала шведам.
Крепость Орешек получила своё имя от названия Орехового острова, на котором она была основана в 1323 году князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского. В том же году на острове был заключен первый договор новгородцев со шведами — Ореховский мир.
В 1333 году город и крепость были переданы в вотчину полоцкому князю Наримунту, который ставит сюда своего сына Александра (ореховский князь Александр Наримунтович). При этом Орешек становится столицей удельного Ореховецкого княжества. Наримунт жил больше в Литве; в 1338 году он не явился на зов Новгорода защищать его против шведов и отозвал своего сына Александра. В 1348 году Орешек был взят шведами. В 1349 году, после отбития крепости у шведов, здесь посажен воевода Иаков Хотов. В 1352 году построены каменные стены. В 1384 году сын Наримунта Патрикей Наримунтович (родоначальник князей Патрикеевых) был приглашён в Новгород и был принят с большими почестями и получил город Орехов, Корельский городок (Корелу), а также Луское (с. Лужское).
В XV веке, после подчинения Новгородской республики Московскому княжеству, крепость была полностью перестроена и стала первым многобашенным сооружением на севере Руси. Во время русско-шведских войн неоднократно подвергалась нападениям со стороны Швеции. Одним из таких нападений был штурм Орешка в 1582 году, провал которого привёл к заключению мира в Ливонской войне. Позднее, вплоть до 1612 года, город-крепость Орешек был центром Ореховского уезда в Водской пятине Новгородской земли.
В сентябре 1611 года шведские войска под руководством Делагарди осадили крепость, и после девятимесячной осады, в мае 1612 года, крепость была взята измором. Из 1300 защитников крепости в живых осталось около 100 человек, умирающих от голода, но так и не сдавшихся. Шведы назвали крепость Нотебургом — «Ореховым городом». Согласно легенде, защитники крепости замуровали в стену икону Казанской Божьей Матери в надежде на то, что она поможет вернуть русским их землю.
В ходе Северной войны русское войско под командованием Бориса Шереметева 27 сентября (8 октября) 1702 года осадило крепость. 11 (22) октября 1702 года, после продолжительной бомбардировки, русские войска пошли на штурм, продлившийся 13 часов, и одержали победу. В осаде лично участвовал Пётр I в должности бомбардир-капитана. В честь этого события отлили медаль с надписью: «Был у неприятеля 90 лет». Тогда же крепость переименована в Шлиссельбург — «ключ-город». Вот откуда взялся ключ на одной из башен!
Крепость очень сильно пострадала в ходе Великой Отечественной войны. В 1941—1943 гг. в течение 500 дней небольшой гарнизон из бойцов 1-й дивизии войск НКВД и моряков 409-й морской батареи Балтийского флота оборонял крепость от немецких войск, которым не удалось переправиться на правый берег Невы, замкнуть кольцо блокады Ленинграда и перерезать дорогу жизни. На территории крепости находится братская могила, в которой похоронены 24 советских воина, погибших при обороне. Героическим защитникам крепости посвящён мемориальный комплекс, открытый 9 мая 1985 года.
У защитников крепости была своя клятва:
«Мы, бойцы крепости Орешек, клянёмся защищать её до последнего. Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет её. Увольняются с острова: на время — больные и раненые, навсегда — погибшие. Будем стоять здесь до конца.»
Раскопки в крепости Орешек проводились отрядом Ленинградской археологической экспедиции ЛОИА АН СССР под руководством
От памятника защитникам крепости проходим на противоположный берег острова, омываемый водами священной Ладоги.
Крепость, занимающая всю территорию острова, в плане имеет форму неправильного треугольника, вытянутого с востока на запад. По периметру крепостных стен расположены пять башен. Из них одна — Воротная — четырёхугольная, остальные — круглые. Внутри крепости, в северо-восточном её углу, возвышается цитадель.
Башни периметра:
Королевская
Флажная
Головкина
Погребная (или Подвальная; с XVIII века Безымянная)
Наугольная (Головина)
Меншикова
Воротная (с XVIII в. Государева)
В синей ладожской дали белеют непонятные «флажки», издали напоминающие паруса спортивных яликов. В 50-кратном приближении видна какая-то установка.
Из десяти башен до нашего времени уцелели только шесть.
6 августа 2010 года деревянный шатёр Головиной башни полностью сгорел от пожара, возникшего после прямого попадания молнии. К 2013 году деревянный шатер и перекрытия Головиной башни полностью восстановлены.
С постройкой в 1723 году Кронштадта крепость потеряла своё военное значение и была преобразована в политическую тюрьму.
С начала XVIII века крепость стала использоваться как политическая тюрьма. Первым знаменитым узником крепости стала сестра Петра I Мария Алексеевна (1718—1721), а в 1725 году здесь находилась в заключении Евдокия Лопухина, его первая жена.
Иоанн VI Антонович, император Российской империи, свергнутый во младенчестве Елизаветой Петровной, содержался в Шлиссельбургской крепости с 1756 года и был умертвлён в 1764 году при попытке освобождения. В 1798 году по проекту архитектора Патона был построен «Секретный дом», узниками которого в 1826 году стали многие декабристы (Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, братья Бестужевы и др.).
В 1869 году в крепости были размещены военно-арестантские роты. В 1881 году здесь находились дисциплинарный батальон и катерная матросская команда. Общее число заключённых нижних чинов достигало 411 человек. Прежняя секретная тюрьма была в то время приспособлена для 14 карцеров, в которые заключали провинившихся солдат из дисциплинарного батальона. К 1883 году старая тюрьма была перестроена на 10 одиночных камер и было возведено новое двухэтажное здание на 40 заключенных. Дисциплинарный батальон был выведен из крепости, и в ней стали содержать только политических заключенных. В 1884 году сюда были переведены все заключённые из Алексеевского равелина Петропавловской крепости.
С 1907 года Орешек служил центральной каторжной тюрьмой (каторжным централом). Началась реконструкция старых и строительство новых корпусов. К 1911 году был закончен 4-й корпус — самое большое здание крепости, где были устроены 21 общая и 27 одиночных камер. В крепости содержались многие знаменитые политические заключённые (особенно народники и эсеры) и террористы, а также многие поляки. Некоторых приговорённых к смерти привозили в крепость для казни. Так, здесь был казнён
В крепости содержались многие знаменитые политические заключённые (особенно народники и эсеры) и террористы, а также многие поляки. Некоторых приговорённых к смерти привозили в крепость для казни.
Так, здесь был казнён
Самый большой срок в заключении в Шлиссельбурге (37 лет) провёл поляк Валериан Лукасиньский.
Из мрачного заточения вновь выходим на светлый простор Ладоги.
Сестрички-осинки уже красуются в новеньком осеннем наряде.
Солнце не особо скупится посылая на эту северную землю последнее тепло.
У Государевой башни памятник на месте Государева бастиона.
Красиво он приютился под двумя стройными елями.
Почти над самой кромкой воды кое-где виднеются остатки другой стены меньших размеров.
Обойдя остров по окружности направляемся в сторону противоположную от Ладоги в направлении причала.
Со стороны основного Шлиссельбурга надвигается серьезная непогода.
Катер «Крепкий орешек» вот-вот покинет место старта на большой земле.
Неожиданно, к острову стал подходить круизный теплоход.
Он неторопливо подходил все ближе и ближе к причалу. Уже модно прочитать его название «К. А. Тимирязев».
А когда швартовы были отданы, никто из пассажиров или экипажа не сходил на берег осматривать остров. На его борту происходило что-то странное. Тем временем, большая черная туча накрыла своим тяжелым крылом Шлиссельбург и крепость на острове и пошел сильный дождь.
В салоне катера перед самым его отправлением пассажиры круизного теплохода бурно обсуждали вопросы страховки. Чуть позже я узнала, что одному из пассажиров лайнера во время путешествия стало плохо с сердцем и он скончался прямо на палубе. Ближайший порт, согласившийся принять злополучный рейс стала крепость орешек города Шлиссельбург. Далее организаторы речного тура должны были отправить неудачных путешественников на Московский вокзал и дальше по домам.
На середине пути к Шлиссельбургу дождь закончился и я вновь вышла на верхнюю палубу.
Мощные стены с царствующими над ними башнями медленно удалялись в синеву Ладоги. На носу косы, отделяющей Новоладожский канал от русла Невы виднелся на фоне белесого облачного неба памятник путейцам-речникам России. Единственный аккумулятор в фотокамере уже садился (сменный появится только через несколько дней).
Спустившись по трапу на материковую часть Шлиссельбурга тот самый фотограф порадовал отличной работой на керамической тарелочке с моим портретом в окружении достопримечательностей города-крепости. Разумеется, он получил свое заветное денежное вознаграждение. Осенний вечер моросил и отражался в Староладожском канале.
После памятника
Большой город меня встретил привычными автомобильными пробками и проливным дождем на проспекте Большевиков.
Перекусив и выпив чашечку кофе в угловой кафешке я, как и утром, отправилась домой пешком. Оставалось пройти всего одну остановку метро.
До новых встреч!
"В нашем городе дождь,
Он идет днем и ночью.."
Часто снится, ночами, далёкий причал,
Тайн неведомых, тайн сокровенных.
Изначально, наверно с начала начал,
В путь с собой
мы берём друзей верных!
Каждый вечер я у тихой пристани
Провожаю пароходы быстрые...
Говорю я вслед им "До свиданьица",
А за ними лишь дымок останется..
Пароходы быстрые, пароходы быстрые,
Вы куда уходите от пристани?
Пароходы белые, пароходы белые,
Что, скажите, вы со мною сделали?
Великий Пётр, царь — реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Её не смели поразить.
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится..